620137 г. Екатеринбург
ул. Комсомольская 6е, офис 213
e-mail:  [email protected]

+7 (343) 382-44-94

+7 (982) 660-660-8

Статьи

Home News

На гребне волны

24.08.2018

видео На гребне волны

Смертельный спуск со снежной горы. Момент из фильма "На гребне волны"

(Окончание. Начало в предыдущем номере).

- Вы - почетный мастер спорта СССР. Что это звание означает?


НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ Официальный Трейлер (2015) HD

- До 1963 года оно присваивалось спортсменам в неигровых видах спорта, если они в течение пяти лет подряд подтверждали своими результатами нормативы мастера спорта. Таких было не так много, и почти все они входили в сборную страны. Затем вместо почетного мастера спорта было введено по новой классификации звание мастера спорта международного класса. Его присваивали за победы в международных соревнованиях. Таких соревнований я выигрывал в составе сборной СССР несколько.


На гребне волны.flv

- Конкуренция за место в составе сборной была жесткой?

- Очень. У меня лучше получалось в команде-четверке, хотя и в байдарке-двойке участвовал во многих соревнованиях. В июле 1960 года я в Москве в составе сборной РСФСР выиграл в байдарке-четверке серебряную медаль командного первенства СССР на дистанции 10 000 метров. Партнерами по лодке были Левченко, Дубинин и Мустафин. По итогам того сезона я был включен в сборную страны, но на Олимпиаду в Рим уже опоздал. Меня брали в сборную с прицелом на следующую Олимпиаду - в Токио. В четверку подбирались настоящие богатыри, физически одаренные люди, способные не только делать по 130-132 гребка в минуту, но еще и быть слаженным коллективом, делать все синхронно. Ведь бывает, посадят в лодку самых-самых, чемпионов СССР. Лодка - буквально на разлом, а не идет. А надо чувствовать воду: взяться веслом за нее и оттолкнуться, а не вырывать куски воды из общей массы. Например, у меня очень хорошо получался старт на 200 метров, и я выигрывал у всех - даже у самых именитых. Говорили, если еще локоток поднимешь, то можно учебное кино снимать и детям в спортивных школах показывать.

- А локоть зачем поднимать?

- Так технически идеально было бы. Но если я начинал локоть поднимать, то закрепощался. Моя манера по технике была схожа с манерой гребли датчанина Эрика Хансена, олимпийского чемпиона Рима, если бы не мой локоть. Был такой известный одиночник. Он фирмач был. Приезжал на соревнования на машине со своими веслами и продавал их. У него уже своя фирма по изготовлению спортивного инвентаря была, известная на всю Европу. Костя Костенко греб именно датским веслом, а я своим, отечественным. Костенко в 1962 году в Киеве в Матвеевском затоне в командном первенстве СССР на байдарке-двойке вместе с Панфиловым стал чемпионом страны на дистанции 1000 метров.

В тот год на международных соревнованиях в Пскове в байдарке-четверке мне удалось выиграть 1000 метров, а на «десятке» мы были третьими. В Румынии на озере Снагов в составе советской четверки выигрывал «десятку», а на 1000 метров мы проиграли одну «сотку» хозяевам. Физически был готов в то время великолепно. На медицинских комиссиях у нас проверяли жизненную емкость легких на спирометре (спирография). Так я выдувал из него воду, настолько был большой объем легких - 5800-6000 единиц. Мог задерживать дыхание под водой до 2,5 минут.

В руках Бориса Бырдина кубок Президента РФ по гребле. Одноименные международные соревнования с участием сильнейших спортсменов мира планируется провести в 2016 году на обновленном барнаульском гребном канале.

Вместе с Костенко нас вызывали на отбор к Олимпийским играм 1964 года на байдарке-двойке. В итоге мы туда не попали, хотя конкуренцию будущим олимпийцам составили серьезную.

- Не обидно, что не выступили на Олимпиаде?

- Достойных много было, но у меня, например, пик спортивных успехов пришелся на межолимпийский цикл - 1961-1962 годы, а у них на 1964-й. Такое в спорте бывает довольно часто. Вообще в стране были тогда очень сильные гребцы. Например, был такой замечательный одиночник - эстонец Бертинг, который в СССР выигрывал у всех в одну калитку. Но на международной арене он славы не снискал, так как был невыездным - у него родной дядя жил в ФРГ.

- С кем из великих гребцов вам приходилось соперничать на водных дорожках?

- Назову таких известных в Европе спортсменов, как Герт Фредрикссон, Рольф Петерсон, Свен-Олав Шеделиус и Нильс Гуннар Уттерберг из Швеции, Эрик Хансен - из Дании. Все они олимпийские чемпионы. Венгры Имре Селлеши, Дьердь Месарош, Андраш Сенте, Михай Хес - призеры Олимпийских игр.

- И как же вас, такого известного в стране гребца, занесло на Алтай, никогда не выделявшегося завидными условиями для спортсменов?

- Заманили меня в Барнаул не условиями, а возможностью готовить классных гребцов. Возглавивший крайспорткомитет Виталий Зворыгин, большой энтузиаст гребного спорта, обещал мне работу и квартиру. Правда, на деле вышло все по-другому. Приехав в Барнаул в августе 1964 года, я полгода жил в медицинском кабинете в здании краевого совета «Труд» на площади Спартака, а затем несколько лет снимал угол. Ставки тренера по гребле не было, и Зворыгин устроил меня только в «Труд» тренером по лыжным гонкам. Я согласился, жить-то на что-то надо было. Начал тренировать юношей - и мои воспитанники Панов, Княжев, Строителев, Шерстобитов вскоре выиграли первенство края среди юниоров, затем поступили в пединститут, и в дальнейшем все стали мастерами спорта. Правда, раздавались голоса, что, дескать, нам этого еще не хватало: гребец тренирует лыжников! Но время показало, что хуже лыжному спорту Алтая от моего присутствия в нем не стало. Сам я бегал на лыжах неплохо и составлял конкуренцию в эстафетах сильнейшим тогда лыжникам края - Байкину, Пашкову, Зайчикову и другим.

- А греблей вы своих подопечных ребят-лыжников увлечь не пытались?

- А как же, конечно! Сашу Панова усадил в каноэ, а других -по байдаркам. И они выиграли у чистых гребцов! Сказалась всесторонняя физическая подготовка, которую я им давал зимой. Ведь на одной технике далеко не уедешь. А когда подтянул им еще и технику гребли -результаты стали расти как на дрожжах. Я занимался на воде со своими, но и от советов воспитанникам Зворыгина не отказывался. Что же я буду молчать, когда они у меня что-то спрашивают? И тут я натолкнулся на такую ревность, такое непонимание: «Ты набери своих с начальных классов, вырасти их, тогда и рассказывай им, как надо!». Вот, что я услышал в свой адрес... Тем не менее когда нужно было защищать спортивную честь края на всероссийских соревнованиях общества «Труд» в Казани, то Зворыгин посадил ко мне в байдарку-двойку своего воспитанника Виктора Родионова, и мы выиграли с ним дистанцию 1000 метров. Виктор стал первым на Алтае мастером спорта по гребле.

- Трудно было в одной лодке с новичком?

- Так я еще в большом порядке был и на любой дистанции норматив мастера спорта выполнял. Сложности, конечно, у Родионова в технике были. Он очень мощно начинал грести и не попадал веслом в общий ритм, буксовал, но удалось совместными усилиями этот изъян исправить. Однако уже вскоре я услышал, что снимаю сливки за счет чужих воспитанников в тренерской работе. И в одночасье решил больше не ходить на гребной канал, «раз я хочу к чужой славе примазаться», и не ходил туда почти тридцать лет, пока Константин Костенко не уговорил меня покататься с ним в байдарке-двойке перед чемпионатом мира среди ветеранов.

- А Виталий Николаевич Зворыгин не пытался учить работать Константина Костенко, когда тот приехал на Алтай?

- Костенко этого бы и не позволил никому, настолько он был характерным, несгибаемым бойцом. Мой номер - первый, это про него.

Что касается Зворыгина, то у него, конечно, великих спортивных побед не было, но спорт он любил, а гребля была его страстью. На посту председателя крайспорткомитета ему удалось на сессии краевого Совета народных депутатов продавить вопрос об открытии в Барнаульском педагогическом институте факультета физвоспитания, и в 1965 году его открыли, стали готовить себе квалифицированные кадры. Это, пожалуй, самое главное его достижение. Для гребли он тоже сделал немало: построил первый в крае эллинг на месте, где сейчас речной вокзал, и оборудовал гребную ванну в здании краевого совета «Спартак». Зимой в ней получали навыки гребли новички. Тоже большое дело, как и увлечь греблей молодого велосипедиста Костенко, будущего заслуженного мастера спорта, неоднократного чемпиона СССР, а также чемпиона мира по гребле на байдарке.

- Борис Алексеевич, вы долгое время работали на руководящих постах в спортивных обществах «Труд», «Локомотив» и особенно в «Трудовых резервах», где вы были председателем почти 33 года. Как вам удавалось при этом сохранить свое лицо, обойтись без откровенных скандалов и неудач в работе?

- Я не конфликтный. Считаю, что, прежде всего, надо с себя спрашивать. По твоим делам - и отношение к тебе будет. Никогда и никуда я не рвался, никого не подсиживал и дорогу не переходил. Сначала работал в «Труде» заведующим учебно-спортивного отдела, но когда в 1968 году Владимира Левина не избрали на второй срок председателем, а конференция выбрала на его место Николая Давыдовича Зубова, то меня выбрали его заместителем. И далее, где бы я ни работал, везде меня выбирали, бывало, что и на семи конференциях подряд. Я никогда не позволял себе на кого-то повышать голос, а тем более орать, что, к сожалению, в нашей сфере деятельности с некоторыми руководителями случается. И практика показывает, что они сами затем попадают точно в такие же ситуации и лишаются своих должностей, потому что их сначала перестают уважать, а затем и видеть в своих рядах.

- Спортивное общество «Трудовые резервы» по своим спортивным кадрам вряд ли могло конкурировать с другими, так как основную часть его составляла молодежь 15-19 лет, учащиеся училищ и техникумов. Тем не менее ваши команды и спортсмены всегда были среди лучших.

- Дело в том, что пришел я в «Трудовые резервы» не на пустое место, а в отлаженную систему, которую до меня 23 года возглавлял бывший фронтовик - танкист Борис Григорьевич Дадюк. Очень квалифицированный работник, но чем-то не угодивший крайкому партии.

«Трудовые резервы» воспитали очень хороших тренеров и спортсменов. Были подготовлены десятки мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, которые достойно защищали спортивную честь ВДСО «Трудовые резервы». Среди них Эдуард Валерьянов - бокс, Галина Шульженко - легкая атлетика, борцы -Федор Храмцов, Виктор Михеев, Андрей Лисица, Константин Степаненко.

- Расскажите о своих выступлениях на чемпионате мира по гребле среди ветеранов в Австралии вместе с Костенко в 1994 году.

- Это целая эпопея. Сначала мы с ним потренировались в Барнауле, а затем был отбор в Москве. Со скрипом , но отбор я прошел и был утвержден на поездку в Австралию. Для меня это было настоящим спортивным счастьем: ведь почти 30 лет не садился в лодку. У Костенко, в отличие от меня, не было перерыва в любимом деле, он приехал в Австралию только за медалями. Интересно, что у нас техника гребли была разной, и со стороны это всегда смотрится странно: вроде бы гребут кто куда, а лодка катит красиво, как по маслу. Костя - характерный, самолюбивый, настойчивый. Он всего достиг сам. Никого не признавал, никаких тренеров московских, как и я, писал везде своего - Яковлева. Спортивные чиновники его не любили, препятствия разные выстраивали, а ребята-сборники тайным голосованием три года подряд его своим капитаном выбирали.

На ветеранском чемпионате Костенко в одиночном разряде заявился на все дистанции. На 500 метров он почти уже выиграл полуфинал, но перевернулся. На 1000 метров попал в финал третьим из своего полуфинала, но в финале собрался психологически и выиграл серебряную медаль. На 5000 метров он буквально рвал и метал, разорвал всех на морально-волевых качествах и великолепной своей физической готовности. В финале ему пришлось бороться за первое место с экс-чемпионами мира из ЮАР и Австралии, а также Швеции и Венгрии. Очень интересный и поучительный получился заезд. Соперники сели на соседнюю волну и преследовали его всю дистанцию. Он к берегу, и они за ним, он прибавляет в скорости, и они не отстают. Умотал их все равно, и выиграл золотую медаль.

- А каковы были ваши успехи?

- На 1000 метров попал в финал и занял шестое место. В байдарке-двойке мы с Костенко не сумели пробиться в финал, а в смешанном составе я заявился в двойку с Серединой. Но в последний момент Костя уговорил ее выступать вместе с ним. Она подошла ко мне и честно сказала: «Костя ведь посильнее тебя. В паре мы с ним должны показать приличный результат. Ты не против?». Я не возражал, и они выиграли чемпионат в смешанной двойке. В итоге у него две золотые медали и одна серебряная. У меня еще была дистанция 5000 метров в байдарке-двойке с Виктором Царевым из Ярославля. Он тоже в свое время был одним из лучших байдарочников страны. Поставили себе задачу-минимум - выйти из поворота лидерами. А там в соперниках 26 лодок, и что ни спортсмен, то чемпион Европы или мира, а то и Олимпийских игр. Фабиан и Салоши, венгры, например, раз десять выигрывали на разных дистанциях. Австралийцы - прошлогодние чемпионы. Немцы, поляки, шведы, голландцы, румыны.. И вот вышли мы в поворот первыми, а рядом с одной стороны - венгры, с другой - австралийцы. Виктор Царев мне и говорит: «Сзади еще и немцы пристроились. На последней прямой попробуем финишировать. Сил хватит? Как себя чувствуешь?». И мы на последних 500 метрах, когда все лодки разошлись, начали финишировать. Помню, что австралийцы бросились в погоню, а венгры чуть прозевали. На финише я был в полной прострации, но после того как меня привели в чувства нашатырным спиртом, оказалось, что мы выиграли серебряные медали. Не выиграй мы эти медали, у меня осталось бы чувство какой-то недосказанности в моей спортивной биографии, но все сошлось, как мечтал. А в августе 2014 года я благодаря нашей краевой федерации гребли побывал на чемпионате мира в Москве. Не думал, что встречусь там с таким большим числом бывших соратников и соперников, с кем вместе прошла моя молодость. Оказалось, что меня до сих пор помнят. Это было вдвойне приятно. Спорт помог мне сохранить здоровье и дал возможность обрести столько друзей.

Новости

последние новости на сайте

rss