620137 г. Екатеринбург
ул. Комсомольская 6е, офис 213
e-mail:  [email protected]

+7 (343) 382-44-94

+7 (982) 660-660-8

Статьи

Home News

Павел Леднев: Я стремился выиграть у любого, кто посягал на мой авторитет

24.08.2018

ЗАЛ СЛАВЫ

Я начал бегать по 400 километров в месяц, а это очень большой объем даже для квалифицированного бегуна. И главное в этом - умение терпеть

Каждая моя тренировка была соревнованием с самим собой. Я против «я». Пять раз в день. Постоянно. По всем пяти видам спорта... Именно спорт втянул в нас, легковесных пацанов, в суровую действительность жизни. Постепенно, через ежедневный каторжный труд наши легковесные пылинки превращались в весомые слитки. Иногда из чистого золота. И сегодня я с горечью смотрю, как преступность всасывает спортивных парней и готовит из них бездушные машины для уничтожения себе подобных.

Терпеть!

Многие бегуны меня поймут: бег доставлял удовольствие терпеть. Терпение в беге - этакий мазохизм, когда боль во всем теле доставляет радость.

Бойко никогда не тренировал нас отдельно. Наоборот, он всегда подгонял своих бегунов под наши тренировки, и они так натаскивали нас, что жизнь после, как говорил тренер, «восстанавливающих тренировок» медом не казалась.

Это раньше я выходил утром размяться. Незаметно, но ощутимо это стало тренировкой. Находимся на всесоюзных сборах в Новогорске. Утро, вся команда еще спит, а я бегу до Куркино - 1,5 км, а потом до Новогорска - 12 километров...

После завтрака выходим на первую тренировку, ребята развлекаются, а я босиком по траве распечатываю свой «конверт» (бегаешь, словно по сгибам конверта).

Я никогда не бегал бездумно. Всегда ставил себе мысленно задачи - и по скорости, и по темпу - и сам решал их. И только это позволило, тренируясь в беге самостоятельно и жестко, никогда не дать себя загнать.

Если проанализировать мою итоговую готовность, то в фехтовании и стрельбе я выступал на уровне мастера спорта, в плавании - на уровне выше первого разряда, в верховой езде - на уровне мастера спорта. Зато в беге я был откровенно слаб. Однажды на первенстве вузов города Львова, уже будучи в сборной команде страны по пятиборью, в беге на 5000 метров я занял последнее место (16 мин. 40 сек.). Но лет через восемь, также стартуя на стадионе, я уже «выбежал» из 15 минут, что для меня было весьма прилично.

Когда я понял, что в плавании достиг предела, то все свои силы обратил на бег, где что-то можно было выжать. Я начал бегать по 400 километров в месяц, а это очень большой объем даже для квалифицированного бегуна. И главное в этом - умение терпеть.

Еще один рассказ нашего тренера Бойко об умении терпеть. При подготовке к Римской Олимпиаде, он, аспирант, помогал известному физиологу, профессору А.Б. Гандельсману тестировать будущих олимпийцев. Суть метода исследования проста: зажимами перекрывается ротовое и носовое дыхание, на ухо вешалась клипса, по которой через провод регистрировалось содержание углекислого газа в крови, и по секундомеру Бойко следил, кто сколько выдержит. Начинали все одинаково, но больше всех в замкнутом пространстве продержался Петр Болотников. В момент, когда не то что посиневший (от переполнившей его венозной крови), но почерневший, он сорвал зажим, в комнату вошел старший тренер сборной СССР по легкой атлетике Гавриил Витальевич Коробков и сказал: «Быть тебе, Петр, олимпийским чемпионом». Так и стало: в Риме Болотников победил в беге на 10 километров.

С того счастливого для Болотникова дня прошло более сорока лет. И совсем недавно жизнь собрала нас трех: Петра Григорьевича Болотникова, Александра Федоровича Бойко и меня. Несмотря на почетные звания ветеранов, мы хорошо «газанули» во славу советского спорта! Нет, не без повода! Блицтурнир по шахматам позволил мне обыграть старших товарищей и, согласно положению о соревнованиях, победитель накрывал на стол...

Пятиборье держится на последнем виде, когда в самом естественном движении человек, не отягощенный условностями, остается наедине с собой, своими слабостями и своей силой. Бег не только нейтрализует влияние других видов, но и облагораживает их, создавая характер. Бальцо мог пробежать так, что с двенадцатого места передвигался на третье.

Когда-то Ф.С. Коту - тренера, который много лет опекал меня, - спросили: «В каком виде Леднев наиболее продвинулся за эти годы?» Фехтовальщик Кота честно ответил: «В беге».

Я приходил на стадион во Львове, когда за плечами уже было четыре отшлифованных вида. Меня ждали бегуны, свежие, не получившие и десятой доли моей нагрузки. И я бежал с ними. Падал и вставал. А в душе зрело убеждение: я могу, я должен, я обязан!

Накануне

В год Московской Олимпиады мне исполнилось 37 лет. Если в таком возрасте я способен на предельные испытания организма, то что говорить о молодых ребятах, которые, как и я в их возрасте, живут по старорежимному принципу: «Или грудь в крестах, или голова в кустах!»

Последний предолимпийский чемпионат страны. 80 лучших пятиборцев оспаривают свое место в олимпийской сборной. Как назло, по жребию мне досталась худшая лошадь, и я набираю ничтожную сумму - 654 очка. В стрельбе получаю меньше, чем планировалось. Хуже, чем обычно, плыву. А за спиной шепоток: «Да куда ему в команду...»

Москва-80

Бег - последний вид, и состояние от предыдущих видов накладывает отпечаток. В Монреале - эмоциональный провал. В Москве и Мехико - эмоциональный подьем. Теперь я знаю: от этого зависит способность терпеть. В Москве была высокая влажность, жара, но я, прощаясь с пятиборьем, пробежал здорово. Что поделаешь, бег я любил всегда, и в моем последнем старте Московской Олимпиады я сделал невозможное. Это Бег-1980 позволил мне оторваться от позорного седьмого места и выйти на третье. Этого никто не ожидал.

Все газеты писали о том забеге восторженно, как о символической передаче эстафеты. Говорили, что бежал я неплохо, как локомотив, которому не положено опаздывать на конечную станцию. Да, я показал свой самый высокий результат за всю жизнь в пятиборье. Я пробежал лучше Старостина, который стал олимпийским чемпионом. Я пробежал лучше Сомбатеи, который получил серебряную медаль. Но, самое главное, я отыграл секунды, позволяющие мне занять третье место.

М-СПРАВКА

Павел ЛЕДНЕВ

Родился 25 марта 1943 года в Горьком.

Заслуженный мастер спорта по современному пятиборью (1972).

Двукратный олимпийский чемпион (1972, 1980) в командном зачете. Серебряный (1968 в командном зачете, 1976 в личном) и бронзовый (1968, 1972 и 1980 в личном зачете) призер Олимпийских игр. Шестикратный чемпион мира (1973-1975, 1978 в личном зачете и 1973, 1974 в командном зачете). Бронзовый призер чемпионата мира (1978) в командном зачете. Двукратный чемпион СССР (1968, 1973). Обладатель самого большого числа олимпийских наград в истории современного пятиборья. Самый возрастной чемпион и призер Олимпийских игр среди пятиборцев (37 лет и 4 месяца во время Олимпиады-1980 в Москве). Окончил Львовский государственный институт физической культуры. В 1981-1987 годах возглавлял сборную СССР по современному пятиборью. Среди воспитанников Леднева -бронзовый призер сеульской Олимпиады-1988 Вахтанг Ягорашвили. Последние годы являлся вице-президентом Федерации современного пятиборья России. Умер 23 ноября 2010 года в Москве.

В те годы...

В те годы мы смотрели любой спорт, не только любимый футбол или хоккей.

Всех было интересно увидеть хотя бы по телевизору. И наших героев мы легко запоминали в лицо.

Павел Леднев - был одним из таких героев.

Он был из тех, кто выходил на бой за победу, и мы с детства знали, что именно так надо делать, что именно в этом и состоит жизнь.

Тяжелый труд, долг, бой - для победы во имя Родины. Зачем же еще?

Мы, конечно, не формулировали тогда столь пафосно, но, по сути, мы старались жить именно так.

Так нас учило предыдущее поколение, и мы старались, мы верили.

Не у всех вышло.

И вот теперь, вдруг, совсем для меня неожиданно - отсыл в те самые годы.

Оказалось, что Павел Леднев не просто олимпиец, пятиборец, чемпион. Он и книжку успел написать.

Книжка эта - отличная. Честная и трудная, как дистанции, которые он пробегал.

И он опять справился сам, без всякой помощи со стороны, без литзаписчиков, без журналистов.

Публикуя отрывочек из нее, я ощутил те же волнения, что переживал в детстве, когда болел за Леднева и многих, очень многих других.

Тогда все мы хотели быть чемпионами и смотрели любой спорт. Ну, хотя бы по телевизору.

Новости

последние новости на сайте

rss